Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 

Выбор курса ОРКСЭ

19 марта 2019 года в 18:00 для родителей учащихся 3-х классов состоится собрание "Об особенностях организации преподавания учебного предмета "Основы религиозных культур и светской этики".

Информация для родителей.

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) был введён в школах по "Поручению Президента РФ" от 2 августа 2099 г. и «распоряжению Правительства РФ» от 11 августа 2009 г. Первоначально курса вводился как экспериментальный с 1 апреля 2010 года. В 2010 г. он прошёл апробацию в 19 субъектах РФ. С 2012 года курс включён Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента (34 часа).  В стандартах нового поколения курс именуется "Основы духовно-нравственной культуры народов России".

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКС:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики.
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, формирование в начальной школе ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
  4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Предмет "Основы религиозных культур и светской этики" в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начали систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными и этическими традициями.

Школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Кто такой человек? В чём смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живёт, а безнравственная разрушает и умирает?

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя 6 модулей:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культуры

Основы светской этики.

Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой или религиозной или светской традицией и не содержат критических оценок других религий и мировоззрений.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ:

Программа Россия – наша Родина.

Основы православной культуры: Введение в православную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение  к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (икона, фрески, пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ей ценности.  

Основы исламской культуры: Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммед – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Основы буддийской культуры: Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда  и его учение. Буддийские святыни. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Искусство в буддийской культуре.

Основы иудейской культуры: Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Основы мировых религиозных культур: Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календарь религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности.

Основы светской этики: Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах (религиях) разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Самое распространённое заблуждение по данному модулю, что он лишён религиозной тематики и говорит лишь об этикете. Как видно из его содержания, что это не так.

Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенности России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. Предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Данный предмет школьной программы является обязательным и предполагается к реализации в 4-м классе, но выбор конкретного модуля совершается родителями учеников ещё третьих классов.

14 марта 2019

Автор — заместитель директора по УВР Акушевич В.В.

Подписка на новости сайта
Подписчиков — 43
Изображение
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Победитель
«Победитель. Лето 2018»